Елизавета Скворцова

Елизавета Скворцова не так давно окончила ВГИК и почти одновременно с дипломом получила множество престижных наград. Правда, еще недавно ее мультфильмы «СемьсОрочек «Подожди, пожалуй» или серии из «Колыбельных мира» можно было увидеть только на фестивальных или клубных показах. Теперь ситуация меняется. Большой проект маленьких мультфильмов студии «Метроном фильм» «Колыбельные мира», которым руководит Елизавета Скворцова, уже в прокате, издан на DVD. За четыре года снято 20 фильмов, но на самом деле серий в этом грандиозном цикле может быть столько, сколько народов на Земле.

немецкая колыбельная

Лиза, у вас в «Немецкой колыбельной» поет Марлен Дитрих. А как вообще вы находите песни для своих фильмов?

Мы их ищем везде и выбираем те, что нас приводят в восторг. Хорошая колыбельная навевает множество образов и ассоциаций, а из них потом складывается фильм. Конечно, важны и какие-то детские воспоминания, и впечатления от поездок, и личное общение с моим маленьким сыном. Но музыка - это главное. Например, мы долго искали колыбельную Великобритании. Было сложно найти в хорошем исполнении...

А как вы придумываете сценарии?

Часто бывает, что в песне пропевается какая-нибудь история. Например, в еврейской колыбельной такие слова, что мне сразу захотелось сделать фильм.

колыбельная идиш

Про что в ней поется?

Это стихи Ицика Мангера про мальчика, который хотел стать птичкой, а мама боялась, что он замерзнет, и одела на него так много вещей, что он не смог взлететь. В общем, о чем поется в песне, то и происходит в фильме. Но бывают и такие колыбельные, где, кроме «бай-бай, засыпай», почти ничего нет. Тогда мы ищем материал про страну, и он нас вдохновляет.

Что интересного нашли?

В Мексике, например, есть традиция делать к празднику скелетики из бумаги или из папье-маше. Это потрясающе! Вот и получилось сделать об этом мультфильм. В нашей «Мексиканской колыбельной» танцуют скелеты.

Но у нас несколько иное отношение к скелетам - про них сочиняют страшилки, а не колыбельные...

Там на самом деле не страшно. Мы все-таки думаем о том, что делаем мультфильм для детей. Хотя действительно, довольно часто бывает, что какие-то неизвестные традиции других стран кажутся непонятными и пугающими. А потом углубляешься в историю, и все оказывается очень интересно. Например, у ацтеков, коренных жителей центральной Мексики, было два главных божества. Одно отвечало за жизнь, второе - за мир мертвых. Их изображали вместе - две фигуры в профиль, приросшие спинами друг к другу. Похожие на своеобразную бабочку. Добро и зло, черное и белое, инь и ян. Когда я читала о языческой Мексике, мне очень понравилась фраза: «Без двойственности во всех проявлениях Вселенная потеряла бы равновесие». Где жизнь - там и смерть, где радость - там и грусть. Поэтому наши скелеты в мультфильме так весело проводят время.

А какая из ваших «колыбельных» больше всего нравится лично вам?

Одной, самой любимой, пожалуй, нет. Только что доделана «Мексиканская колыбельная», она мне нравится, потому что свеженькая, только что с пылу с жару. Очень мне нравится «Колыбельная испанских цыган». Мы придумывали этот фильм вместе с моей подругой и соавтором Аней Самойлович, загорая на крыше. Слушали песню в плеере, смотрели перевод текста и придумывали. Под нее, конечно, не уснешь - она такая бешеная!

цыганская колыбельная

А самая спокойная из тех, что я посмотрела, - «Русская колыбельная». Ее поет маленький ребенок и как будто сам себя убаюкивает.

Это поет Арина Фридлянская, очень талантливая девочка. Моя подруга как-то привела Арину и ее маму ко мне в гости. Они сидели у меня на кухне и пели красивые песни на два голоса. Мама пела правильно, поставленным голосом, а девочка по-детски. Очень хорошо получилось. И я пригласила пятилетнюю Арину спеть «Русскую колыбельную».

русская колыбельная

Вы сами рисуете и сочиняете фильмы?

Нет, какие-то сценарии написала я, какие-то - Аня Самойлович. Бывает, кто-нибудь еще. Например, сценарий «Русской колыбельной» мы все вместе писали. Художники на всех «колыбельных» тоже разные.

Вы все делаете на компьютере?

Сначала рисуем красками на бумаге, потом сканируем и уже в компьютере анимируем. Я к компьютеру отношусь как к инструменту, главное же происходит на бумаге. Многое зависит от художника - насколько живым и обаятельным получается рисунок. И несмотря на то, что фильм анимируется в компьютере, видно, что все это нарисовано руками. Мне хотелось бы, чтобы «компьютерность» фильмов была незаметна или хотя бы не бросалась в глаза.

Потому что компьютерная мышка никогда не сымитирует руку художника?

Дело не в этом. Как раз на компьютере есть возможность сымитировать все что угодно, просто природа другая. Все из «цифр», все правильное, идеальное и даже какие-то шероховатости тоже задаются «цифрами». Но когда человек рисует рукой - это совсем другое, никакими «цифрами» этого не передать.

И все-таки именно новые технологии ускоряют процесс производства мультфильмов. Быстро они делаются?

Достаточно быстро. Мы работаем одновременно над несколькими сериями, а в среднем на каждый трехминутный фильм уходит примерно месяц.

У вас в студии висят картины с замечательными коровами. Это ваши?

Лет десять назад у меня был период, когда я вдруг нарисовала несколько больших картин. И подумала: «О! Наверно, я теперь живописец». Купила кучу подрамников и холстов, но таких больших картин уже больше не рисовала.

А как вы увлеклись анимацией?

Я анимацией не увлекалась. Просто случайно поступила во ВГИК, и так жизнь сложилась. Я ничего не планировала.

Почему случайно?

Мои бабушка с дедушкой хотели, чтобы я была экономистом. А это для меня казалось неприемлемым. Я закончила детскую художественную школу и подумала, что раз я экономистом не буду, то все-таки посмотрю, какие и где бывают художественные факультеты. Во ВГИКе мне понравилось больше всего, оттуда просто не хотелось уходить. К тому же как раз в год моего поступления появилась экспериментальная мастерская, про которую тогда мало кто знал, и мне посчастливилось туда поступить. Мастерская оказалась просто замечательная!

В чем же ее экспериментальность?

Мастерская компьютерной графики и анимации была для ВГИКа новой. У меня были замечательные мастера - Александр Михайлович Горленко и Виолетта Павловна Колесникова.

А как учились?

Я поступила после школы, была совсем маленькая. И провела во ВГИКе несколько лет жизни. Было столько всего разного. Мои учебные работы «Дождь» и «СемьсОрочек» - своего рода выражение благодарности всем за все. И дипломный фильм «Подожди, пожалуй» тоже из моей жизни. На одном из фестивалей его увидел продюсер Арсен Готлиб (Руководитель студии «Метроном фильм», спродюсировавший также ленту Николая Хомерики «977», которая участвовала в конкурсе Каннского фестиваля 2006 года. - Прим. ред.). Мы пообщались и начали проект «Колыбельные мира». Самое интересное, что за неделю до этой встречи у меня родился сын Марк. В «Колыбельных мира» он - моя муза.

источник: www.arp.ru