Ю.К. Щуцкий Китайская Классическая Книга Перемен И-Цзин
"Книга Перемен" будет столь понятной, - конечно, лишь при
условии активного внимания читателя к тексту. Пассивное же чтение "Книги
Перемен", как занимательной беллетристики, - праздная трата времени.
*
Вообще активной деятельности отдаётся предпочтение перед простым,
пассивным бытиём. Поэтому нужна особая бдительность для того, чтобы эта
деятельность привела к положительному результату.
*
Человек
может быть полон сил, но время ещё неблагоприятно для его деятельности. В
образе нырнувшего дракона, т. е. мощного существа, которое скрылось и ещё
не действует, изображается такой человек.
Поэтому о первом моменте всякого творчества сказано:
В начале сильная черта. Нырнувший дракон, не действуй.
*
Если Творчество - это Небо, Свет, Совершенный человек, то Исполнение - это
Земля, Тьма.
*
сила тьмы - слепая необходимость,
а не ясная сознательность.
*
Если ты наступил на иней, значит, близится и
крепкий лёд.
*
Древнекитайское представление, что бесконечно большой квадрат стремится
превратиться в круг, засвидетельствовано в гл. 41 "Дао дэ цзина":
"У великого квадрата нет же углов"
*
Хоть и не
готовишься, не будет ничего неблагоприятного.
*
гамма красок по древнекитайским воззрениям состоит не из семи (как у
нас), а из пяти цветов, и в ней жёлтый цвет занимает центральное
положение.
*
"Луньюй": "Кто не горит душой [о познании], тому не раскрою
ничего; кто не скорбит [о своей неумелости], того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол". Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений.
*
Повторное же и третье гадания - излишество. А раз излишество -
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
*
по
поводу самовоспитания, - одного из видов воспитания вообще - Мын-чзы
приводит следующую притчу: " Необходимо [все время] работать [над собой],
но не [рассчитывать на] непосредственный успех. Пусть сознание и не
забывает об этом деле, и не "помогает росту". Не надо быть таким, как один
человек из удела Сун, который был удручен тем, что его всходы не растут, и
стал их вытягивать. Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал
домашним: "Как я сегодня устал! Я помогал всходам расти". Его сын побежал
смотреть на всходы, а они уже засохли.
Мало кто в мире не "помогает" так
расти". Однако здесь имеется в виду не пассивное ожидание благоприятных
обстоятельств, а, наоборот, самая активная подготовительная деятельность
*
Если предыдущая ступень может быть
уподоблена ожидания на берегу, то здесь сделан еще шаг вперед, еще ближе к
реке (которая символизирована верхней триграммой "вода" - "река"). Здесь -
ожидание в илу. Здесь все отрицательное, все силы косности и мрака
выступают во всей своей мощности. Именно здесь их необходимо преодолеть,
мрака
выступают во всей своей мощности. Именно здесь их необходимо преодолеть,
но для этого надо сначала предостеречь об их наступлении.
*
чтобы приобретенное знание пронести в будущее, необходимо защитить его и
отвоевать его от всех противоборствующих сил
*
Но только оно дает возможность выйти из темной пещеры незнания в
открытый и ясно воспринимаемый мир.
*
Выиграв бой предыдущей ступени, человек приходит к той стадии ожидания, на
которой стираются грани положительного и отрицательного
*
Наступает момент успокоения, тот момент,
когда нет нужды в деятельности, когда возможен спокойный пир, за которым
проходит время ожидания. Здесь нужна лишь спокойная целеустремленность.
*
Человек правильно прожил время необходимости ожидания. Он
получил доступ к вершинам познания мира, и тем самым он приобрел
возможность без ущерба для себя
опуститься в мрачный глубины мира. И
именно в них к нему возвращаются творческие силы, накопленные на первых
трех подготовительных ступенях ожидания. Их действие отражает в себе
характер всего этого времени ожидания. Они приходят, как три неторопливых
гостя. Необходимо отнестись к ним с полным уважением, ибо от них зависит
конечный успех. Это силы молодости, которые получают возможность повторно
проявиться в старости, чтобы создать завершение единства биографии
человека.
*
Будет приход трех неторопливых
гостей. Почтишь их, - и в конце концов будет счастье.
*
Ожидание небесполезно. Оно именно может и должно быть наполнено
самопроверкой...