Раскрашенные старые Ч/Б фильмы. За и против.
После выхода на экраны ко Дню Победы старых фильмов в новом цвете, среди поклонников киношедевров развернулась настоящая баталия. Предмет ожесточенного спора – зачем было раскрашивать черно-белые фильмы и нужно ли это?
Вначале канал "Россия" показал в цвете телефильм Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны", снятый в 1973 году, а затем "Первый канал" повторил эксперимент с фильмом Леонида Быкова "В бой идут одни старики", снятым 36 лет назад.
Одни зрители считают, что это нарушение авторских прав создателей фильмов, издевательство над произведениями искусства и это всё равно, что раскрасить античные скульптуры в Эрмитаже, чтобы завлечь людей в музей.
Другие уверены, что консерваторы сгущают краски, и макияж способен дать фильмам новую жизнь.
Впрочем, и противники, и сторонники сходятся в одном - цвет убил стиль.
Черно-белое изображение было эстетическим принципом "Семнадцати мгновений", обеспечившим ему магию документальной достоверности. Игровые эпизоды были мастерски смонтированы с кадрами военной хроники и стилизованными под хронику документами Третьего рейха под грифом "Совершенно секретно". И зритель был уверен, что ему рассказывают подлинную историю последних месяцев войны.
Как писали "Известия", даже родственники Шелленберга в письме, присланном Олегу Табакову, благодарили артиста за бережно и убедительно созданный образ их "незабвенного дядюшки Вальтера". А Генсек КПСС Леонид Ильич Брежнев после просмотра "Семнадцати мгновений" решил присвоить полковнику Исаеву звание Героя Советского Союза посмертно. И его с трудом убедили, что Исаева не существовало.
Мастера колористики сделали Штирлицу коричневое кашне, его собачке определили коричневый окрас с белыми пятнами, Шелленбергу нарисовали красный галстук. Но красные глаза шефа гестапо Мюллера так и остались серыми. И когда Кальтенбруннер спрашивает его: "Почему у вас глаза красные? Вы много пили?", зрители по-прежнему видят выцветшие глаза Мюллера.
Теперь и в Петербурге решили пойти по стопам главной столицы – раскрасить черно-белую "Золушку", снятую на "Ленфильме" в 1947 году. На это планируют потратить миллион долларов.
Но дочь оператора-постановщика фильма Татьяна Шапиро категорически против: "Нельзя этого делать. Потому что это классика. Если хотите цветную "Золушку", снимайте новую".
И оператор Дмитрий Долинин, снявший такие фильмы, как "Республика ШКИД" или "Начало" абсолютно категоричен: те картины, которые снимались в черно-белых тонах, ни в коем случае нельзя раскрашивать. "Раскрашенный фильм потерял 90% обаяния подлинности. Он уже кажется фальшивым, и все недостатки сценария сразу начинают вылезать. Вся сказочность этого сюжета, то есть ощущение подлинности, уходит", - говорит оператор.
* Опрос: Стоило ли раскрашивать знаменитые черно-белые фильмы?
Итак, мнения в обществе разделились по поводу целесообразности раскрашивания культовых советских фильмов.
40% респондентов, принявших участие в опросе, проведенном газетой "Известия", однозначно высказались за раскраску фильмов, но большинство (60%) считает, что деньгам, потраченным на это, можно было найти какое-нибудь более полезное применение.
40% опрошенных ответили, что "да, раскрашивать стоило".
31% опрошенных уверены, что "надо было отдать эти деньги ветеранам войны".
22% категорично сказали, "нет зря это сделали".
9% считают, что "лучше бы сняли новый фильм про войну".
* Комменты в блогах: еще статуи в музеях можно покрасить, а "Мона Лизу" в бикини изобразить
Комментируя красочное нововведение, в блогах в выражениях не стеснялись.
LN:
Народ уже стебется над этой краской по полной:
Мюллер: «Штирлиц, а почему Вы так покраснели при словах "советский шпион"?»
«Еб… этот телеканал "Россия"!» - подумал Штирлиц.
***
- А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться… ненакрашенным.
Korn5:
Исказили само восприятие фильма. 17 мгновений весны в черно-белом воспринималось почти как хроника (по крайней мере, по первому просмотру). Сегодня же это напоминает всеми нами "полюбившиеся" шоу-фильмы, как, к примеру "фильм" - сериал позорнейший.
Старлей:
Это профанация. Ч/Б и цветное кино снимается по-разному, тот же свет выставляется иначе, ну и т.д. Вообще, следуя этой моде на раскраску - Ч/Б кино вообще не имеет права на существование? Но ведь и сейчас часть фильмов снимается в Ч/Б - для достижения замысла Авторов. Раскраска того же "Немого" кино вообще его уничтожит.
Basic:
Считаю, что для нового поколения надо было раскрасить фильм. Как заставить смотреть Штирлица новое поколение подростков, которое ест и пьёт разную яркую синтетическую еду, носит яркое китайское тряпьё с базара и других потребителей разных шоу, бластеров и сериалов?
Mnkom:
Резко и отрицательно - нет, не понравилось!!! В целом, ощущение, что все действующие лица вылезли из солярия, одели гламурную форму и занялись зарабатыванием денег малярам раскрасивших их в эту краску... Во время съемок этих фильмов цвет был, но режиссеры на это не пошли, и, наверно, они были правы. Именно поэтому фильм - суровый, не смотря на несчетное количество анекдотов...
Admin:
Несколько удивили окрашенные "Мгновения..." Стиль и дух времени, да и самого фильма, оказались затерты этой раскраской. Но кучу крылатых фраз, которые делают фильм шедевром, ничем не закрасишь 🙂
papa66:
Ч/Б - для достижения замысла Авторов. Все персонажи выглядят как в морге подкрашенные трупы. Я просто привык к СТРОГОСТИ кадра в Штирлице.
Vanyamba:
То есть Афродиту скульптор изваял из камня, потому что в те дремучие времена ещё не было современных технологий?
optimistka571:
Фильм приобрел совершенно другой характер. Каждое произведение искусства создается своими методами, способами, материалами, цветом. В данном случае краски лишь испортили произведение. Есть ценности, к которым нельзя применять рынок. Сделали гламурную открытку. Ради чего? Денег? Нет своих идей? Не на что деньги потратить? Исказили самую суть художественного произведения - хроники, документализма.
Оракул:
"Мона Лизу" тоже можно в бикини изобразить, но это будет уже не "Мона Лиза".
* Как раскрашивали черно-белые фильмы
Напомним, что первая раскраска была сделана еще Сергеем Эзенштейном в его знаменитом "Варяге". Правда тогда это делалось руками – раскрасили вручную поднятый красный флаг.
Целиком же красить черно-белое кино научились в 1987 году. Тогда широкого распространения этот процесс не получил - цвета выходили ненатуральными, и многие до сих пор с неудовольствием вспоминают цветную "Касабланку", в которой Хамфри Богарт растерял большую часть своего обаяния. Однако с появлением современных технологий стало возможным добиваться любых оттенков пленки: от сепии до контрастных блокбастеров.
Процесс же покраски "Штирлица" занял целых три года и стоил $3000 за каждую минуту.
Сначала старая пленка с фильмом сканировалась (разрешение 2К в логарифмическом формате Cineon на сканере DigiSpirit, 2048х1556 - формат, в котором сканируются современные фильмы). Если перевести "Семнадцать мгновений" на язык цифр, то получается более 800 минут материала и 40 терабайт дискового пространства. Зато выходное качество - Full High Definition (1920x1080).
Но не все делает компьютер. При работе над "Семнадцатью мгновениями весны" использовалась и ручная работа - картину красили кадр за кадром. Были выбраны ключевые кадры из всех сцен фильма (в общей сложности около 1500). Их вручную раскрасили в России, согласовав каждую деталь с консультантами и режиссером Татьяной Лиозновой. Эти кадры взяли за образцы и только после этого весь отсканированный материал вместе с "образцовыми кадрами" передали исполнителям.
Руководители проекта обратились к различным компаниям в разных странах: "красили" в Южной Корее и США, специализирующихся на выполнении подобной работы для крупных студий всего мира. Кеинг (выделение однородных участков по уровню освещенности) и ротоскопинг (покадровая обработка изображения) производились в Индии и Китае - там это умеют делать лучше всего. Но и тут не следует думать, что все сделал компьютер, - он выполнял только черновую работу. "Доводили" изображение вручную.
Фильм "В бой идут одни старики" красили так: сначала изображение оцифровали, причем для каждого кадра формировалась цветовая маска, в которой цвета могут распределяться, например, по направлению движения объекта или уровню серого. Маска каждого кадра может служить основой для маски следующего кадра. В последующем черно-белая основа сливается с информацией о цвете, на выходе получается колоризованный фильм. При использовании такой техники получаются приглушенные тона.
В технологии компании Legend Films задействованы механизмы распознавания форм и воссоздания фона, которые могут перемещать и изменять форму масок от кадра к кадру. Задний план окрашивается отдельно, с учетом передвижения кинокамеры. После выделения и колоризации фона начинается более привычный процесс наложения цветных масок.
Художники-колористы во время работы над "раскрашиванием фильма" больше всего боялись "свалиться в Голливуд" и выбрали деликатные цвета советской пленки 1970-х годов. Но главная проблема возникла даже не с яркостью красок, а с тем, что делать с имеющейся палитрой. Ошибиться в цветах было невозможно - во время работы над колоризацией была использована программа, которая "умеет" распознавать изначальные цвета даже на черно-белой пленке. И вот тут художники столкнулись с рядом проблем.
Во-первых, присутствие в кадре обилия зеленого цвета: зелень деревьев, поля, военная форма. В некоторых кадрах доходило до 27 оттенков зеленого. Во-вторых, детали, которые не видны в ч/б. Предварительно установили цвет погон - голубой. Такие погоны во время войны были на повседневной летной форме. Но потом оказалось, что создатели фильма прикрепляли погоны с полевой формы, а цвет у них другой. В результате колористы переделали 60% уже готовой работы.